20.06.2024
Без противогаза и антидота: как работать с «токсичными» сотрудниками

Без противогаза и антидота: как работать с «токсичными» сотрудниками

Вряд ли кто-то признается, но иногда подчиненные просто бесят. Когда дано конкретное задание, обратной связью человек не обделен, микроменеджментом не грешим, а подчиненный всё равно косячит.

Это случается, но говорить об этом как-то не принято.
В сети полно статей о токсичных начальниках, но о токсичных подчиненных их в разы меньше.

Ликвидируем эту несправедливость.

Определимся с терминами

Доктор Кэмерон Сепа, CEO Maximus, профессор медицинской школы и практикующий психолог Генеральных директоров и венчурных капиталистов делит всех сотрудников на следующие 4 типа (см. матрица “Эффективность/Лояльность”):

1. Некомпетентные «засранцы». Навыков мало, лояльность компании на нуле. По сути, эти сотрудники своим поведением подрывают культуру компании, не внося ощутимого вклада в общий результат.

2. Компетентные «засранцы». Специалисты в своем деле, но лояльность по-прежнему низкая. Сотрудники могут демонстрировать высокие показатели, однако, в своем поведении часто идут против принятых в компании ценностей.

3. Некомпетентные «хорошие парни». Тот случай, когда низкий уровень навыков компенсируется преданностью компании. Они разделяют ценности компании, нравятся почти всем, но, к сожалению, не могут похвастаться какими бы то ни было достижениями.

4. Компетентные «хорошие парни». Высокие показатели, высокая лояльность. Идеальные сотрудники. Увы, таковых в компании немного.

Матрица сотрудников “Эффективность/Лояльность”

Стратегии работы с разными типами сотрудников

Некомпетентные “засранцы”

Первую категорию хоть и подмывает сразу же уволить, но не стоит спешить. Разберитесь для себя – а что заставляет людей быть такими? Это ошибка подбора или обстановка на работе? Второй случай потребует от вас честности его признать и желания хоть что-то изменить в компании. Но даже если это банальная ошибка подбора, подумайте, как сделать так, чтобы в дальнейшем она не повторилась.

Компетентные “засранцы”

Вторая категория не в пример сложнее. Их также можно уволить, но даже этот шаг должен быть чем-то оправдан, поскольку никто не хочет заработать себе репутацию начальника-самодура. На практике же, из-за страха потерять результативного сотрудника руководители держат таких людей годами. Показатели сотрудника стабильны и возможно даже растут, чего нельзя сказать об остальном коллективе. Поведение сотрудника остается прежним, и коллектив понимает, что ценности компании можно оставлять за бортом, если ты незаменим. В итоге шансы на то, что все «хорошие парни» превратятся в «придурков», очень высоки.

Как же работать с этой категорией? Попробуем избавиться от главного фактора, заставляющего за них держаться, – незаменимость. Второй фактор, как и в первой категории, снова может скрываться в обстановке на работе.

В 90-х годах прошлого века риэлтор выполнял все функции работы с клиентом – от поиска до формирования документов по сделке и ее регистрации. Результатом стало то, что на некоторое время в российских агентствах недвижимости «уникальные специалисты» стали диктовать правила игры, заставляя руководителей идти на увеличение комиссионных и т.д Ситуация поменялась, когда процесс был разбит на этапы, и их выполнение было поручено разными людям. Клиентов стали искать одни, искать объекты другие, готовить документы и регистрировать сделку – третьи. И проблема «незаменимости» исчезла сама собой так как функции не были сфокусированы на каком-то одном сотруднике. Ситуация поменялась, когда процесс был разбит на этапы, и их выполнение было поручено разными людям. Клиентов стали искать одни, искать объекты другие, готовить документы и регистрировать сделку – третьи. И проблема «незаменимости» исчезла сама собой так как функции не были сфокусированы на каком-то одном сотруднике.

Со второй категорией важно и нужно разговаривать. Сотрудник должен понимать, что именно в его поведении идет в разрез с принятыми в компании принципами, и почему это важно для компании.

Дополнительная страховка – формирование кадрового резерва и работа с талантами.

А пока «токсичный» работник рядом, придерживайтесь нехитрых рекомендаций, во многом схожих с теми, что обычно дают в случае реальной вирусной инфекции.

1. Держите дистанцию. Как и в случае любого вируса, социальная дистанция помогает не заразиться. Не допускайте фамильярности в общении с подчиненным. Не вступайте в откровенные разговоры. Помните, что все, что вы скажете, может быть обращено против вас.

2. Постарайтесь «изолировать» сотрудника. Не делегируйте ему управленческие функции. Сведите его общение с другими сотрудниками к минимуму.

3. Ежедневно измеряйте «температуру» в коллективе. Отслеживайте состояние всех сотрудников, с которыми контактирует «вирусный персонаж». Помните, что профилактические меры дешевле сложного процесса лечения.

Некомпетентные “хорошие парни”

Категория номер три – не менее сложная категория. Здорово, что эти люди активны, но хотелось бы конкретных результатов. Иначе остальные могут подумать, что главное – преданность, а кто как работает – абсолютно не важно.

Таких сотрудников нужно учить. Учить, заручившись желанием с их стороны. А для этого вновь нужен диалог с подчиненным, в ходе которого нужно объяснять, чего именно ждет от него компания.

Часто, если компетентных специалистов на рынке мало, компания может нанимать абсолютных новичков и растить их до нужного уровня. Следует лишь помнить, что для этого нужны ресурсы и время.

Сформируйте индивидуальный план развития. По нему сотрудник будет двигаться вместе с наставником. Если обучить не удается, рассмотрите вариант с перемещением сотрудника на позицию, соответствующую его компетенциям.

Худший, но работающий вариант – хорошая рекомендация и «золотой парашют» при увольнении.

Говоря о токсичных сотрудниках, нельзя не брать в расчет и «силу здорового коллектива». Если остальные сотрудники подбирались на основе единой системы ценностей, есть шанс, что случайно затесавшегося «вирусного персонажа» вытеснит коллективный иммунитет. Но уповать только на него не стоит. Чаще ложка дегтя просто портит бочку меда, не давая возможности от нее избавиться.

Автор
Максим Канухин
Добавить комментарий